Нурмагомедов не думал, что после завершения карьеры ему будет так тяжело

Нурмагомедов пожаловался на то, что после завершения карьеры ему оказалось очень сложно, и он даже не догадывался, что так будет. Хабиб сообщил, что в роли тренера ему намного труднее, чем когда он был бойцом.

Стоит отметить, что о завершении профессиональной карьеры он сообщил ещё в октябре 2020. На тот момент Хабиб выиграл 29 поединков и трижды защищал титулы. Однако после этого решил не заканчивать совсем уж со спортом, он сменил деятельность и перешёл на позицию тренера.

Что же пошло не так?

Вполне вероятно, что у Нурмагомедова были свои представления о том, как именно нужно работать на этой относительно новой позиции, однако они не соответствуют реальности. Судя по его комментариям, экс-чемпион отметил, что когда он дрался сам, всё было гораздо проще. Он уделял внимание подготовке, мог лично проконтролировать каждый момент, прекрасно знал, кто конкретно против него выйдет и какие способности у определённого бойца. Всё находилось полностью под его контролем, и для него так было гораздо проще.

У наставника – другие задачи и инструменты

Что же касается жизни тренера, то, по словам спортсмена, здесь намного труднее, поскольку речь идёт о взаимодействии с другими людьми, и на них, как он обнаружил, полностью повлиять нельзя. Теперь он, по его словам, периодически вообще ничего не контролирует. Нурмагомедов может давать советы, объяснять, однако то, как именно это будет реализовано, зависит уже не от него. Это само по себе возмущает, и стало для Хабиба настоящей головной болью. Периодически он объясняет многократно одно и то же и не понимает, почему его слова не оказывают необходимого воздействия и не дают нужного результата, когда всё очевидно и просто.

Не он первый

Нурмагомедов столкнулся с теми же проблемами, с которыми сталкивается очень большое количество начинающих наставников. Одно дело, когда всё находится под твоим непосредственным контролем, ты можешь рассчитывать исключительно на самого себя. Но в этом есть и определённые преимущества, поскольку всё зависит только от тебя. В подобной ситуации вполне понятно, что ты решаешь, как именно будет проходить тренировка, с какой силой необходимо нанести конкретный удар, когда стоит отступить.

Сам спортсмен определяет, когда нужно расслабиться, а когда необходимо, напротив, сконцентрироваться на выполнении конкретной поставленной задачи, как распределять силы. Всё это находится в его ведении, и он может наблюдать за всем происходящим. Однако, когда речь идёт об обучении кого-то, то в этой ситуации тренер может полностью выложиться на 100%, но результат всегда будет зависеть уже непосредственно от ученика. Ведь именно он занимается реализацией полученных советов, а взаимодействие всегда как минимум двустороннее.

В чём секрет?

Чтобы наставничество хорошо работало, необходимо, в первую очередь, научиться быть отличным педагогом. Об этом говорили очень многие эксперты. Можно прекрасно самому разбираться в конкретном материале, вне зависимости от того, о чём идёт речь – будь то математика или, как в данном случае, смешанные единоборства. Однако это далеко не всегда гарантирует великолепный результат или даёт основание предполагать, что всё в целом получится. На самом деле таких гарантий нет, поскольку недостаточно даже, если с педагогическим талантом всё в порядке, нормально объяснить.

Необходимо, чтобы ученик был готово воспринять полученную информацию и последовать совету. Для этого очень важно, чтобы он действительно понимал, о чём ему говорят. Один момент ещё – обучающийся должен быть в состоянии воспринимать ту информацию, которую он непосредственно прямо сейчас получает. То есть эти конкретные рекомендации не должны вызывать у молодого спортсмена, при работе в связке с тренером, какого-то внутреннего негативного отклика или отрицания.

Сложные взаимоотношения

Понятно, что Хабиб воспринимается как очень авторитетная фигура. Однако, чтобы преуспеть в смешанных единоборствах, у любого молодого человека должен быть определённый собственный характер, сильный внутренний стержень, готовность противостоять любым вызовам и давлению, справляться со стрессом и нагрузками. И в такой ситуации иногда бывает недостаточно просто авторитетному человеку подойти и что-то сказать молодому бойцу. Необходимо, чтобы эта информация совпадала с собственными представлениями и не вызывала отторжения.

Иначе, даже если такой спортсмен внешне сам для себя действительно хочет последовать полученным рекомендациям, но на каком-то глубинном уровне внутри у него есть отторжение, то в этом случае начнётся саботаж. Человек будет бороться с самим собой, и в такой ситуации понятно, что его результаты окажутся неудовлетворительными или будут приходить намного медленнее, чем могли бы.

То есть в первую очередь, когда речь идёт о наставничестве, это вопрос нахождения общих точек, единых каких-то моментов, которые могут объединять подходы и взгляды. Большое значение приобретает доверие между сторонами. Просто давить здесь авторитетом и, в каком-то смысле фигурально выражаясь, массой, не получится. Особенно, как уже и говорилось, когда речь идёт о бойцах, которых именно и учат противостоять подобному прессингу.

Если продолжить такой подход, то может получиться достаточно противоречивая картина. Либо у Хабиба, как у тренера, выйдет задавить харизмой, авторитетом, опытом и своими знаниями подопечного. В таком случае он начнёт просто делать то, что его подопечный до конца не понимает, и с высокой долей вероятности у такого молодого спортсмена будет выходить и дальше намного хуже.

Противостоять любому другому прессингу, например, против него может выйти какой-то другой боец, который тоже начнёт психологическое давление прямо во время боя. И поскольку боец уже поддавался подобному воздействию и уступил, в этой ситуации возрастает риск того, что он ещё раз дрогнет. Хотя Хабиб не хотел подобного итога, понятно, что он добивался совершенно другого. Но именно из-за его действий такой эффект может быть достигнут.

И совершенно другой подход, когда боец успешно справляется с прессингом, учится противостоять другим противникам и не ведётся на манипуляции или просто на элементарное психологическое давление. Тогда он неосознанно может применить эти навыки, которые у него хорошо срабатывают в клетке, и при общении с коллегами вне спортивных поединков, даже против собственного тренера. В этой ситуации убедить таким своеобразным силовым методом при психологическом взаимодействии уже не получится.

Поэтому тренерам необходимо каждый раз искать индивидуальный подход, и это действительно бывает довольно сложно, особенно если сам по себе боец не склонен раскрываться. Особенно трудно бывает найти общий язык в ситуации, когда на начальном этапе установления какого-то доверия или взаимодействия между тренером и спортсменом уже были допущены некоторые ошибки. В этом случае необходимо пересматривать подход.

Почему бывает трудно чемпиону

Но понятно, что Хабибу, который всегда привык полностью всё контролировать, как он об этом и говорит, постоянно преуспевать и не сталкиваться с поражениями теперь довольно сложно, потому что он имеет дело с совершенно другой ситуацией. И даже можно сказать, с одной сферой. Здесь прежние навыки и методики далеко не всегда будут работать.

В некоторых случаях необходимо учиться чему-то заново или даже переучиваться, менять подходы. Необходимо отметить, что все описанные спортсменом сложности не являются чем-то новым. С такими трудностями сталкивается очень большое количество тренеров, когда они приходят в соответствующую деятельность после того, как сами были чемпионами и многого достигли.

Некоторые из них даже делятся определёнными выводами. Есть большое количество интервью и других материалов, самых разнообразных по этому поводу. Стоит даже обращать внимание на информацию, которую предоставляют непосредственно тренеры в смешанных единоборствах. Если говорить о каких-то психологических аспектах взаимодействия, то здесь подойдут данные, полученные от любых тренеров, вне зависимости от того, о каком именно виде спорта идёт речь. Главное – уловить саму суть проблемы и то, какие именно подходы могут помочь.

Но самое важное в такой ситуации – это не стараться постоянно действовать одними и теми же методами, потому что так можно приходить только к одинаковым и, очевидно, не устраивающим результатам. Надо научиться до определённой степени проявлять гибкость. Это объективно очень полезно и может многое дать, причём как самому наставнику, который проводит соответствующую работу, так и непосредственно его ученику.

Что предстоит бывшему чемпиону?

Для успешного перехода из статуса спортсмена в роль тренера Хабибу, как и многим другим, важно не только осознать, что старые методы больше не работают, но и научиться быть гибким, адаптивным и открытым к новым подходам. Наставничество требует совершенно другого набора навыков, которые нужно развивать с таким же упорством, как когда-то оттачивались бойцовские умения.

Пробовать и адаптироваться

Одним из ключевых моментов для Хабиба будет понимание, что универсального подхода к тренировкам не существует. Каждый спортсмен – это отдельная личность с собственными особенностями, сильными и слабыми сторонами, а также со своим восприятием мира. То, что работало на ринге для самого Нурмагомедова, не обязательно станет оптимальной стратегией для его учеников. Здесь важно пробовать разные методы и, при необходимости, корректировать их, исходя из обратной связи и результатов.

Например, если один боец лучше воспринимает строгие наставления и точные указания, другому может быть нужен более мягкий подход с акцентом на самостоятельность. Как показывают исследования, даже в боевых искусствах, где дисциплина играет важную роль, обучение через поддержку и позитивное подкрепление зачастую бывает гораздо более эффективным, чем просто давление авторитетом.

Учиться самому

Быть хорошим тренером – это постоянное обучение. Даже опытные наставники регулярно перенимают новые техники, осваивают современные трендовые методы и углубляют свои знания о психологии, мотивации и педагогике. Хабибу, с его стремлением к совершенству, стоит рассматривать это как новый вызов, способный расширить его профессиональные горизонты.

Тренеры в мировом спорте часто отмечают, что их успех связан не только с бойцовским опытом, но и с тем, что они сами постоянно развиваются. Введение новых тренировочных программ, использование современных технологий для анализа эффективности тренировок, изучение опыта коллег – всё это помогает создавать более продуманные и индивидуализированные планы для учеников.

Баланс между требовательностью и поддержкой

Ещё одна важная черта хорошего тренера – это умение находить баланс между требовательностью и поддержкой. Хабибу, как человеку с колоссальной волей к победе, важно помнить, что не все обладают таким же уровнем самодисциплины. Для некоторых бойцов слишком жёсткие требования могут вызывать демотивацию и даже внутреннее сопротивление. Поэтому необходимо не только подталкивать учеников к лучшим результатам, но и вселять в них уверенность, что они способны добиться большего.

Постоянная рефлексия

Тренерская деятельность требует регулярной рефлексии. Хабибу стоит оценивать не только прогресс своих учеников, но и свои собственные действия. Что получилось? Что не сработало? Почему? Ответы на эти вопросы помогут лучше понимать, как именно выстроить процесс взаимодействия. Иногда стоит обсудить эти моменты с коллегами или обратиться за консультацией к более опытным наставникам, которые могут подсказать эффективные решения.

Принятие неизбежности ошибок

Наконец, Хабибу важно понять, что ошибки – это естественная часть процесса. Ни один тренер, даже самый талантливый, не может гарантировать успех в каждом случае. Ученики, их успехи и неудачи – это не только результат работы тренера, но и многих других факторов, включая личные качества самих спортсменов. Главное здесь – не бояться пробовать новое, извлекать уроки и продолжать двигаться вперёд.